Меню сайта
Категории каталога
Ремонт [10]
Тюнинг [5]
История [11]
Теория [3]
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 713
Суббота, 23.11.2024, 21:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Главная » Статьи » История

С ирбитским М-"73 можно было «выехать» в лидеры мировой мотоцивилизации.

Александр БУЛАНОВ, г. Ирбит

фото из архива автора

 

Всем хорош этот трехколесник: гор­дая стать, законченность форм, в ка­ждой черте чувствуется мощь вели­кая. Нынче этот богатырь земли Уральской ни в чем не уступил бы своим евроазиатским «одноклассни­кам», если бы... его не угробили,

Легенда Ирбита - М-73 начала складываться в недрах Министерства автомобильной промышленности (МАП) СССР. ЦК КПСС и Совмин страны в декабре 1976 года постано­вили не только довести объем выпу­ска мотоциклов до 200 тысяч в год, но и срочно сотворить что-нибудь новенькое. Дабы не стыдно было и на параде перед Мавзолеем прокатить.

Техзадание, «спущенное» на Ирбитский мотозавод, пред­писывало изготовить 750-кубовое чудо умеренной форсировки, но не сла­бее 45 л. с., и чтоб бен­зина «кушало» не бо­лее 8,5 литров. При­чем, агрегат должен был безболезненно  «переваривать»  бензин и масла низкосортные – в угоду отечественным нефтехимикам. Еще одно требование: унифицировать модель с перспективным киевским «Днепром 3», и это было убийственным требованием – коэффициент применяемости (количество узлов и деталей от старых версий) довести до 75%... Что означало: имели право «тронуть» лишь четверть конструкции. Шаг влево – шаг  вправо – стреляли из всех орудий тоталитарно – коммунистической батареи.

Все это – абсурд «соцреализма»: конструкторским творчеством управляли политики – карьеристы.

В заданную «четвертинку» дозволенного инженеры не уложились. За что им крепко доставалось: на разных заседаниях – совещаниях их «пинали» даже ленивые. Но если пренебречь выводами служителей партийного «проскурова ложа», созданная машина (заводской индекс ИМЗ 8.102) стояла выше всех нагоняев: она явно превосходила все, что в стране серийно сходило с конвейеров. М-73 воплотил в себе около десятка «ноу-хау", что подтвердил Комитет по изобретениям. Разрешение на выпуск промышленного образца все же было получено.
Мотор размещался в дуплексной раме на четырех сайлент-блоках. На переднюю часть коленвала с цельными пальцами цапф консольно устанавливался генератор. Он выдавал 150 Вт – по тем временам очень даже не мало.

Алюминиевые цилиндры с гильзами из специального чугуна практически исключали прихваты. Казалось бы, абсо­лютно прогрессивное решение. Однако его не приняли в практику, идо сих пор на заводе клепают чугунки»... Удачным оказался и привод механизма газорас­пределения - двухрядной втулочной цепью. Он исключил стук шестерен, доселе неистребимый в оппозитах,

Установили однодисковое сцепле­ние с подвеской диска, но не на пальцах, а на трех упругих пласти­нах. Маховик закрепили двумя бол­тами, а не одним, как до сих пор. На наружном диаметре - венец для ше­стерни электростартера. Сам стартер изготовили на базе «запорожского» СТ-369. Всем он неплох, только один оказался изъян: из-за обратного на­правления вращения на нем появи­лась дополнительная - «паразитная) шестерня.

На «Ленкарзе» для М-73 разрабо­тали опытный образец карбюратора К-бб с цилиндрическим дросселем. Воздух всасывался из «чистой» зоны - около головной трубы рамы, далее проходил через канал в нише бензо­бака. Два бумажных фильтрующих элемента и замкнутая система венти­ляции картера дополняли новации, коснувшиеся двигателя.

Выхлопная система давала воз­можность выбрать конфигурацию или одним. Во втором случае в пространство между мотоциклом и коляской устанавливали узел от ГАЗ-24.

Оригинальна и трансмиссия (конструкция двухвальной-5-ступенчатой-с задним ходом коробки передач защищена двумя авторскими свидетельствами). Ось качания карданного шарнира совмещена с осью маятни­ка. Ударные нагрузки в трансмиссии гасились специальными резиновыми элементами. На выходе КП смонти­ровали трансмиссионный стояноч­ный тормоз -такого новаторства на отечественных мотоциклах с коля­ской ни до, ни после эксперимента никто не применял.

Передняя вилка с увеличенным до 210 мм межосевым расстоянием опи­ралась на конические роликовые подшипники, укрепленные в раме. Такое обычное для большинства ино­марок решение наша промышлен­ность применила впервые.

Колеса обладали литыми алюми­ниевыми барабанами (вспомним, вся серийная ирбитская продукция в то время оснащалась стальными сварными ступицами довоенной конструкции). Передний тормоз - двухкулачковый барабанный, а зад­ний и колеса коляски наделили гидроприводом - для тех времен это было неслыханным новшеством. Еще одна «изюминка» тормозной системы, разработанной заводским конструктором, - разнящиеся тор­мозные моменты на заднем и коля­сочном колесах.

В облике аппарата особенно удался кузов коляски. В народе его окрести­ли «мыльницей» - он состоял из двух цельноштампованных половинок. Вытянутая «динамичная» форма ко­ляски и созданные небывалые удоб­ства для пассажира, несомненно, произвели бы фурор и среди специа­листов, и среди ездоков. Мотозавод уже было приобрел уникальную прессовую линию «Эрфурт» и даже построил отдельный цех для изготов­ления новых колясок, но волею судеб все планы рухнули, и «мыльницы» так и не увидели свет.

Электрооборудование - уже не на 6, а на 12 вольт, оно включало элект­розапуск. Однако удивлял не только он. В комплект входила аварийная сигнализация, фара с регулируемой оптической осью в горизонтальной плоскости, проводка со штекерными разъемами и комбинированными ру­левыми переключателями, электрон­ный тахометр. Все это - прообраз и предвестие современных мотоцик­летных удобств. Помимо привычных «контролек», М-73 оснащался сигна­лизаторами низкого давления масла падения уровня тормозной жидкости и отказа гидротормозов.

К январю 1978 года идея материа­лизовалась в виде нескольких опыт­ных образцов. Два мотоцикла наката­ли по 2,5 тысячи км, и их отправили на апробацию в Серпухов во ВНИИ-мотопром. Здесь за аппараты взялись всерьез: гоняли в три смены кряду, с полной нагрузкой и при любой по­годе, на асфальте, по грунтовому проселку, булыжнику – испытатели изо всех сил старались «убить» ма­шины. Не удалось: наездили 20 тысяч и констатировали... почти идеальное состояние всех узлов. Вновь «отпра­вили в дорогу» испытателей, чтобы те намотали «тридцатку». Но - вот те на! - опять ничего не развалилось! И только после 60 тыс. км пробега ос­мелились вынести вердикт: М-73 не только значительно превосходит все серийные советские модели, но и не уступает «иностранцам».

Заявление насчет заграничных мотоциклов не голословно - параллельно «гоняли» Moto Guzzi 7V и BMW R-75/5. Ураль­ский тяжеловоз не уступал им ни в скорости, ни в экономичности.

Мотопром дал «добро» М-73. На заводе того только и ждали: к сентя­брю 1980 года изготовили новую тройку машин. И снова аппараты го­няли «в хвост и гриву». Испытатели тех лет по сей день вспоминают, как им часами удавалось держать ско­рость за 100 км/ч. А на одной из ма­шин, форсированной под 93-й бен­зин (ее мощность превышала 50 л. с.), сняли "максималку" 130 км/ч. Причем загружен был аппарат "по горло" и по ГОСТу: экипаж - три че­ловека (по 75 кг), плюс 30 кг груза. А пер - как реактивный.

Скорее всего, такие высокие пока­затели- противоречили требованиям техзадания. Поэтому от дальнейшей форсировки оппозитов (в том числе и от разрабатывавшейся 1000-кубо-вой версии «семьдесят третьего» мо­тора) пришлось отказаться. Жаль«

Отказ от дальнейшей перспективы - дело болезненное, однако это еще полбеды. Тучи сгустились над самим М-73, хотя его перспективность оста­валась для всех очевидной. В КБ про­работали основные технологические моменты, провели экономические расчеты. Однако-

На первый план вышел преслову­тый "коэффициент применяемости". Ну как можно унифицировать серий­ные М-67-36 и новую модель. По­нятно же, что из старья невозможно слепить «конфетку»! Но консервато­ры рассуждали по обывательскому штампу: покупка нового оборудова­ния для производства модернизиро­ванной машины «влетела» бы госу­дарству в миллионы рублей. А ведь это всего лишь мотоцикл... Другое дело, если бы попросили вложить их в «оборонку или, на худой конец, повернуть реки вспять... Да и как можно останавливать конвейер, кле­павший и без того популярные «ше­стьдесят седьмые» «совнархозы»? Черт с ним, пусть это безумно мо­рально устаревшая продукция, одна­ко в то время она продавалась стро­го по записи -дефицит!..

Словом, как ни хорош был М-73, ходу ему не дали. И в 1983 году, ко­гда уже планировалось начать про­изводство новинки, Ирбит продол­жил клепать затрапезный ИМЗ-8,103.

Опытные образцы М-73 распрода­ли заводским спецам - тем, кто уча­ствовал в его создании, и они служи­ли им верой и правдой многие годы. Один из аппаратов прошел более 150 тыс. км без капремонта и до сих пор «в форме». Он - немой укор, напо­минание о шансе страны «выбиться в люди». Мы его упустили, и сейчас плетемся в хвосте мировой мотоцик­летной цивилизации. Разве подобное простишь?
Категория: История | Добавил: Nick (08.08.2008)
Просмотров: 3359 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 5
5 putingamerRig  
0
Вы лично любитель компьютерных сражений? Тогда вы попали по назначению! У нас сможете cкачать игры на ПК посредством торрент компьютерные данные абсолютно бесплатно. Мы приготовили уникальную подборку раздач с релизами избранных пк игр, выбрав на популярных торрент трекерах самые новые версии продуктов игровой индустрии, содержащих не только патчи и российскую озвучку, но и дополнения. Основные преимущества нашего сайта с пк играми:
У нас всегда самые новые варианты торрент игр;
Как только выходит новая версия игры, мы заменяем старый торрент;
По возможности мы выкладываем компьютерные игры на русском языке с русской озвучкой;
Все игры проверяются нашими умельцами на работоспособность;
Комменты на web-сайте открыты. В случае, если будут проблемы - пишите, несомненно поможем уладить.
Скачать игры на пк используя торрент на нашем интернет-сайте можно без всяких авторизаций и ожиданий.
Высокая скорость при наличии раздающих обеспечена!
На нашем web-сайте подобраны во вкусе отличные новые игры на pc, так и шедевры из эпохи возникновения индустрии видеоигр.


http://putingamer.net/igry-dlya-slabyh-pc - игры для слабых пк

4 Iron Grif  
0
Бл*, вот за это я советы ненавижу поп полной программе... М-100, М-73... Идиоты, чертежи есть - клепайте, будут покупать! Еще как будут! так нет же, 650, 720, 750, 825... Хватит, типа... Я бы лучше такой М-73 взял, чем Волка, например...Затупки, слов нет никаких... Убивать за угробливание таких моделей надо, вот так брать и убивать...

3 StartMirda  
0

2 Nick  
0
Боюсь, что отечественный мотопром уже не возродить. Идет глобальная АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ.

1 владимир  
0
конечно жаль что все так получаеться будем надется на светлое будущее
я тоже хочу такой мот
а вообще что нужно для возрождения

Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz