"Клин"
или
"ничто не проходит бесследно"
...Мотоцикл захандрил. Этот простой двухтактник не слишком отличался постоянством, и водителя мало удивили пониженная тяга и неожиданно заглохший у светофора двигатель.
Откатив мотоцикл на край тротуара и предавшись мыслям о свече и плохом бензине, через пять минут водитель снова попробовал завести двигатель, и тот пустился легко. Хмыкнув и покачав головой, мотоциклист подкрутил привычным движением карбюратор, добавив "количества и качества".
Поездка была нерадостной. Двигатель отчаянно перегревался и подклинивал. Выход правда нашелся: открыть клапан обогатителя, что позволило хотя бы "дотошнить" до места без остановок, на небольшом газе, ловя оптимальное обогащение топливной смеси.
Дома была отыскана причина: правый сальник коленвала "задубел" и пропускал воздух, дело это известное и немудреное. А рассказ-то - совсем о другом...
Тот водитель уже на следующий день после замены сальника ездил по городу. Но что-то мешало, какие-то нехорошие признаки беды подавали "звоночки", сигналы. То никак не держался холостой ход, то двигатель снова перегревался в безобидных вроде бы условиях. Ждать долго не пришлось: картина вернулась к прежнему виду, и мотоциклист этот с трудом дотянул до дома "на обогатителе", кое - как орудуя на ходу рычажком карбюратора при вынужденных остановках. (Чтобы двигатель не заглох, обогатитель приходилось закрывать.) Тяга упала очень заметно, а перегрев быстро подходил к опасному рубежу полного заклинивания или разрушения поршня. Внутри то и дело раздавались отчетливые громкие стуки, как будто шатун свободно бьется о стенки. (Это была, как станет ясно, вовсе не детонация от перегрева и не разрушенные детали).
В гараже, ломая голову над своей бедою, размышляя о всевозможных диагнозах и симптомах, мотоциклист не знал даже за что браться сначала, где искать причину всех проблем. Ведь сальники (оба) - недавно заменены! А правый - только что, после первого же перегрева и подклинивания! Карбюратор? Ладно, снимем и разберем. Радость, счастье - Jikov 2928CE - чист и прекрасен внутри и снаружи. Топливный фильтр? Это отдельная история, но его уже пробовали убирать! Не помогло!
Читающие все это опытные владельцы двухтактных мотоциклов или мопедов уже готовы крикнуть: "сними цилиндр!!! Смотри ЦПГ (цилиндро-поршневую группу)!!!"
Да, это следовало сделать давно, уже после первого эпизода с перегревом и глохнущим мотором.
Итак, цилиндр снят и осмотрен. А там...
...Что можно увидеть в еще "живом" двигателе, подвергшемся перегреву и заклиниванию? Поршень не растрескался? Хорошо. Кольца целы? Ладно, но их все равно надо заменить. Вынимаем поршневой палец, он в порядке? Да, если японский. А рыночно-купленный - пострадал и несомненно должен быть заменен. Алюминиевый поршень в алюминиевом цилиндре
Послушайте рассказ дальше. Картину поршень, несмотря на отсутствие поломок, представлял безрадостную. Кольца "залегли" в канавках. Весь левый бок поршня покрыт нагаром, до самой нижней кромки юбки. На верхнем пояске поршня, между кольцами и поверхностью донышка, царапины мелкие и крупные, "слизанный" металл, которым и замуровались кольца. Царапины заходили и на юбку поршня, правда на меньшую глубину и реже.
А в цилиндре, на самом верхнем участке зеркала, был обнаружен отчетливый поясок шероховатого металла, как бы наплавленого поверх.
Что это все означает? Это, позвольте представить, "заклинивание поршня в цилиндре с наволакиванием алюминия на поверхность гильзы, с частичным разрушением обоих поверхностей".
Поршень расширялся от нагрева, пока не стал плотно "вжиматься" в цилиндр. Там, куда поршневые кольца не доходят при движении поршня, постепенно стал "втираться" слой алюминия с поршня. Сначала мало и тонко, затем все больше.
Надо ли объяснять, что такое трение в паре одинаковых металлов (алюминий по алюминию)? Тут и масло не спасет! Поверхности начали "прихватываться", буквально свариваться, сплавляясь и снова отрываясь друг от друга. Это и были те характерные стуки "молоточка внутри".
Кусочки и крупинки алюминия вырывались из тела поршня, "размазывались" по его бокам, замуровывали кольца в канавках, и продолжали, продолжали наращивать "поясок смерти" в верхней части гильзы цилиндра.
Трение становилось огромным, по мере перегрева и расширения жертвы (то есть поршня). Двигатель мог легко пускаться, но уже через минуту езды наволоченный металл вступал в свою ужасную работу.
Едкий натр
Нет, им не надо поливать поршень. Едкий натр - это щелочь, легко растворяющая алюминий и его сплавы, не затрагивая при этом сталь и чугун.
Кое-то скажет: ну мы догадываемся, что хочет сказать автор! Очистить цилиндр этим самым едким натром от наволоченного алюминия! Да только зачем мудрить? Есть наждачка, нож, шабер - запросто соскоблим!
- Нет, это не выход. Если будете скоблить - смотрите внимательно. Оказывается, клинящий поршень не только выдирал частицы алюминия из своего "тела". Он выдирал и частицы наплавленного "крылатого металла" с поверхности гильзы, причем вместе с чугуном !
Скоблите, скоблите... Замечаете, что в некоторых местах появляются ямочки - язвы -каверны ? Вот оно.
Если оставить существовать эти микроуглубления, заполненные алюминием, то впоследствии они неминуемо будут очагами новых "прихватов" (алюминий по алюминию).
Щелочь? Она вытравит наволоченный алюминий из всех щелей, не тронув основной металл гильзы. Цилиндр получится хоть и "пораненный", но все же пригодный к эксплуатации.
Поршень очень аккуратно выглаживается напильником, канавки восстанавливаются надфилем и особой формы шабером.
...Два часа длилась работа по снятию, восстановлению и сборке ЦПГ. Кольца конечно поставлены новые - старые слишком настрадались. Палец производства "Ямаха" был чисто-матовым, как всегда, и был возвращен "в строй". Сепараторный подшипник верхней головки шатуна правильнее было заменить - он стоит недорого.
Карбюратор отрегулирован винтами в изначальное привычное состояние. Кикстартер!
Поразительно. Со второго "кика" мотор пустился и заработал ровно и уверенно. Погрелись пару минут, трогай!
(От неожиданности водитель чуть не заглушил мотор, резко нажав тормоз.) Мотоцикл привстал почти на дыбы и рванул, как из катапульты. Сзади послышалась ругань на вылетевший из-под колеса мелкий гравий. Осторожно, обкатка колец, израненных поршня и цилиндра! Первые две сотни километров надо пройти в щадящем режиме. Но уже ясно: мотоцикл не подведет, двигатель "задышал и запел".
...Вот так один из мотоциклистов рассказывает о своей первой и, надеемся, последней встрече с разрушающим прихватом ЦПГ...
|